Меню


Группа «Квартал»


In/Out
Дмитрий Малолетов
Источник

В отечественной музыке есть коллективы, которые с трудом можно отнести к какому-то классу. Они стоят как-то особняком, выделяясь на общем фоне яркой самобытностью, обладая собственным лицом. Одним из таких ансамблей, несомненно, является группа «Квартал», которая на протяжении многих лет является, быть может, одним из самых продвинутых музыкальных коллективов в профессиональном исполнительском плане.

Практически все участники «Квартала» — дипломированные музыканты, и это сразу обращает на себя внимание, когда слушаешь выступление группы. Вне зависимости от вкусов слушателей, все в один голос отмечают безукоризненное звучание группы и мастерство музыкантов. Конечно, в профессиональной среде «Квартал» всегда пользовался безусловным авторитетом. Еще одна отличительная черта группы заключалась в том, что она за годы своего существования никогда не изменяла своим идеалам. Основной каркас музыкального мышления, концепция группы не изменились, несмотря на то, что время диктовало свои условия. Если в двух словах охарактеризовать музыку этой самобытной группы, то первое, что на себя обращает внимание, — нестандартное ладо-гармоническое мышление. Непредсказуемость гармонии и на ее основе мелодии всегда притягивало «продвинутых» слушателей, которым порядком надоели общепринятые штампы. И стоит обратить внимание, что несмотря на смелые выпады и эксперименты, многие песни «Квартала» стали хитами. Несмотря на заверения некоторых попсовых хит-мейкеров, что хит должен быть легко запоминающимся; следовательно, все (мелодию, гармонию, ритм, аранжировку) надо предельно упрощать. «Квартал», наверное, единственная группа в России, которая сумела опровергнуть этот общепринятый постулат. И, конечно, наблюдая за развитием этой группы, все любители творчества «Квартала» ждали новых интересных работ, но…

Но вечером 11 июля 2002 года весь музыкальный мир был шокирован трагическим известием: Артур Пилявин — композитор, руководитель и идейный вдохновитель группы — погиб в автокатастрофе. Артур ехал по Москве на своем автомобиле в студию и около 22 часов на Саввиновской набережной не справился с управлением. Все многочисленные поклонники коллектива вдруг поняли — «Квартала» больше нет…

Артур Пилявин родился 9 февраля 1961 г. в городе Иркутске. Родители не были профессиональными музыкантами, но от природы одарены хорошими вокальными данными (тенор и меццо-сопрано). Музыкальные способности Артур получил по наследству. Музыкой занимался с раннего детства по собственному желанию. Его профессиональный путь в музыке начался с класса фортепиано в музыкальной школе, продолжился в музыкальном училище и на музыкальном отделении пединститута в Иркутске, в Улан-удинском Институте культуры и на дирижерско-хоровом отделении в Московском Государственном Университете культуры. Заканчивать учебные заведения Артур склонен не был. На его музыкальный вкус оказали влияние «The Beatles», «T.Rex», «Led Zeppelin», «Rolling Stones» и другие хорошие музыканты, которых он слушал в передачах местной иркутской радиостанции «Радио хулиганов».

По отзывам музыкантов группы, Артур Пилявин на репетициях и в творчестве был очень требователен и строг, однако вне музыки и работы это был добрейший, очень наивный, открытый и деятельный человек с огромной энергетикой, обладающий гипнотическим даром убеждения и неограниченным чувством юмора. Его артистические способности и умение пародировать заставляли всех смеяться до слез, иногда — до истерики. Его шутки, байки, сказки и поговорки навсегда вошли в российский музыкальный лексикон.

По прошествии года после смерти Артура «Квартал» собрался вновь — музыканты не могли больше существовать без совместного творчества. Многие могли скептически заметить, что «Квартал» без Артура Пилявина уже не сможет возродиться, т.к. именно он сочинял музыку и был, как сейчас называют, музыкальным продюсером в самом широком смысле. Однако новый «Квартал» развеял эти сомнения. Возрождение группы уже свершившийся факт на радость поклонникам группы.

История группы

Александр Дитковский: «Все началось с дружной компании сокурсников в Институте культуры в 1987 г. Самый первый состав «Квартала» — А. Пилявин (клавиши, композитор), В. Копиев (вокал, барабаны), А. Трифонов (бас), И. Емельяненко (гитара). Немного позже ребята решили, что группе нужна певица, которую нашли там же, в институте — Таню Литвиненко. Арик зашел в комнату к девчонкам за спичками и, между прочим, спросил, нет ли хорошо поющей вокалистки. И все дружно указали на Таню.»

Впервые перед широкой публикой группа появилась 29 апреля 1987 г. Новоиспеченный коллектив отыграл свой первый публичный концерт на сцене ДК им. Горбунова в составе: Артур Пилявин (автор проекта, клавиши), Татьяна Литвиненко (вокал), Андрей Трифонов (бас-гитара), Виталий Копиев (ударные), Александр Салтовец (саксофон) и Игорь Емельяненко (гитара), которого вскоре заменил Игорь Балашов.

«Все получилось очень естественно. Произошло единение с залом, публика нас приняла», — вспоминал о том концерте Артур Пилявин. После удачного дебютного выступления музыканты решили, что имеют право называться рок-группой, а через несколько дней коллектив обрел свое нынешнее название — «Квартал». С тех пор группа стала «космополитичной» — одинаково тепло принимаемой и поп-тусовкой, и рокерскими кругами. Светлые, лиричные мелодии, положенные на энергичный ритм, полные романтики тексты и мягкий, чувственный вокал певицы очень нравились публике. Профессиональные музыканты сразу оценили по достоинству необычное для нашей страны музыкальное мышление: синтез этнических и джазовых аранжировок, модные ритмы, уникальный тембр вокалистки, мастерство, глубину звучания. Не зря Артура Пилявина, художественного руководителя проекта, начали называть «нашим самым несовковым музыкантом».

Группа времени даром не теряла и находила разнообразные поводы, чтобы порадовать своих поклонников. Первый гастрольный выезд коллектива состоялся в Борисоглебск, далее последовал Волгоград, где был отснят первый клип группы на композицию «Мойдодыр». Через несколько месяцев музыканты записали первый магнитоальбом «Не забывай меня». Когда Сергей Лисовский организовал студию «Рекорд», вместе с Владимиром Маркиным, Сергеем Минаевым и «Комбинацией» в нее вошел и «Квартал». Начался период многочисленных сборных концертов и первых выездов за границу. В 1989 г. «Квартал» отправился в первую заграничную поездку, посетив в рамках конкурса «Супруга-99» сразу 5 стран — Финляндию, Швецию, Данию, Германию и Исландию. Этот тур был организован газетой «Комсомольская правда», и в поездку «Квартал» отправился вместе с культовой «Машиной времени». С тех пор Пилявин и Макаревич стали закадычными друзьями.

После возвращения на родину группа выступила в Ленинграде на фестивале «Шлягер-89», где, спев «Плакать не надо», получила самую лучшую для себя награду — приз зрительских симпатий. Впрочем, и другая награда, заработанная в Москве, была в те дни очень своевременна. «Квартал» провел презентацию своей новой программы в Москве в малом зале Дворца молодежи. Это был первый в молодом российском шоу-бизнесе тщательно продуманный, хорошо организованный презентационный концерт. На выступлении присутствовали руководители фирмы «Мелодия», которые и предложили коллективу выпустить дебютный виниловый диск и организовать концертные туры за границей.

Заключив контракт, группа отправилась покорять зарубежные страны. В 1990 г. концерты «Квартала» проходят в странах Европы, Ближнего Востока, Южной Азии и Африки. Иностранная публика принимала «квартальцев» приветливо, увлеченно вслушиваясь в красивые песни, хотя и не понимая слов — все тексты были написаны по-русски. Объездив полмира, набравшись опыта и профессионализма, музыканты наконец задумались о том, что пора записывать накопившиеся песни.

Дебютная пластинка «Все земное стало странным» выходит в 1992 г. (виниловый диск на фирме «Мелодия», а в 1993 — компакт-диск на лейбле «General Records»). Это изысканный динамичный софт-рок, в котором чувствуются веяния бита 60-х и латиноамериканской музыки. Песня «Парамарибо» с этого альбома сразу была признана 100%-ым хитом. С тех пор она стала визитной карточкой группы: уже 12 лет «Парамарибо» исполняется практически на каждом концерте и всегда с большим успехом.

К этому времени изменился состав группы: к «квартальцам» присоединились Саша Дитковский (труба) и Коля Ксенофонтов (перкуссия); место гитариста Игоря Балашова занял Саша Баранцев, который, к великому сожалению всех участников коллектива, скончался в 2000 г.

В начале 1994 г. выходит вторая пластинка «Квартала» — «Резиновые джунгли». На песню «Там, на Таити» был снят клип режиссером Михаилом Хлебородовым. Это одна из первых его работ в российском шоу-бизнесе. В этот альбом вошла также песня «Остров белых птиц» — впоследствии едва ли не самая любимая в народе работа «Квартала»: с первых аккордов ее подхватывает весь зал. «Очень красивая баллада, созвучная русской душе — романтика без соплей».

В записи альбома «Резиновые джунгли» в качестве бэк-вокалистки приняла участие певица Софи Бенджамен О’Кран. Вскоре после записи альбома солистка группы Татьяна Литвиненко ушла в декретный отпуск. Артур написал несколько песен специально для Софи. По словам Пилявина, в «Квартале» никогда не было «временных людей», поэтому по возвращении Литвиненко на сцену в группе стали петь две вокалистки. Программа «Вход для посторонних» — со звучанием, отличным от предыдущих «Резиновых джунглей», — делалась уже для двух певиц. Часть композиций записана с более мягким и лиричным голосом Тани, часть — с более темпераментным и психоделичным вокалом Сони. К концу 1995 г. готов новый альбом «Вход для посторонних». В том же году коллектив стал инициатором движения «Музыканты — российскому студенчеству».

В конце июня 1998 г. в музыкальных магазинах появляется пластинка «Мир розовых кукол». Вместе с группой в записи приняло участие сразу несколько российских «звезд». Заглавную песню исполнила Кристина Орбакайте, другие — Валерий Сюткин («Помню все»), Андрей Макаревич («Ангел»), Владимир Пресняков-младший («Любовь»). Диск пользовался большой популярностью: тираж раскупался моментально. Евгений Митрофанов снял клип на композицию «На последнем этаже». Софи О’Кран, исполнившая главную роль в видео, в следующем году покинула группу, чтобы заняться сольной карьерой.

В том же году по приглашению Александра Пономарева, продюсера группы «Сплин», Пилявин принимает участие в работе над «Гранатовым альбомом» этого питерского коллектива в качестве саунд-продюсера нескольких треков. Воодушевленной удачной работой, лидер «Квартала» организует собственный продюсерский центр «Минкульт» (расшифровывается как Молодая ИНдустриальная КУЛЬТура). Основной задачей центра является продвижение на музыкальном рынке молодых талантливых коллективов, играющих индустриальную и этническую музыку. Результатом кропотливых трудов стал ряд успешных проектов, среди которых популярная радиопередача «Москва-река-этно», выходящая на волнах «Серебряного дождя».

В 2000 г. группы «Квартал» и Андрей Макаревич записывают совместный альбом «Время напрокат» — проект, сумевший привлечь внимание молодой аудитории к ранним песням Макаревича благодаря стильным и современным аранжировкам Артура Пилявина. Песня «Ты или я» (в оригинале «Солнечный остров») несколько недель занимала первые места российских хит-парадов на радио и телевидении. После выхода пластинки обе группы отправляются в крупномасштабный тур по городам России и СНГ.

А в 2001 г. выходит пластинка «Квартал Квартаlove». Это «живой» концерт, записанный в студии «SNS» Евгения Трушина в парке им. Горького. В альбом вошли 16 композиций, четыре из которых впервые появились на аудионосителе. Работа прошла очень легко, весь материал был записан с первого дубля.

29 апреля 2002 г. в клубе «Studio» проходит празднование пятнадцатилетия группы, и «Квартал», давно и заслуженно завоевавший статус «самого стабильного союза творчески зрелых и профессиональных музыкантов», принимает поздравления от коллег по цеху, прессы, друзей и обыкновенных слушателей — преданных ценителей таланта. Не только юбилей стал поводом для встречи. Группа презентовала свой будущий проект и очередной раз стала первооткрывателем. Как известно, благодаря традиционно качественному звуку и высокому исполнительскому мастерству, критики давно окрестили песни «Квартала» музыкой «для интеллигентной молодежи». В тот вечер музыканты постарались избавить своих гостей от столь распространенного заблуждения о группе. «Квартал» — это не группа для элиты. На самом деле это простые песни для лирической души», — заявили они. Новый альбом «Капитал», более легкий и доступный для юной аудитории по сравнению с предыдущими работами «Квартала», несомненно должен был приятно удивить всех поклонников группы. В работе над ним музыканты стремились придерживаться минимализма. В том числе и в объяснениях. «Это такая электронная романтика — индустриальный звук, а на его фоне — теплая, нежная мелодия,» — говорилось на презентации.

Идея подобного звучания была сама по себе революционной. «Квартал», как всегда, забегал вперед: такая музыка может стать популярной в России только через несколько лет. То, что сейчас в Европе на пике популярности, у нас станет массовым явлением года через четыре. Но достаточно вспомнить 1997 г. и песню «На последнем этаже», которая стала тогда первой «пригранжеванной» композицией в России, а теперь это звучание — формат «Нашего радио».

Запись экспериментального альбома проходила в легендарной бристольской студии «Strange Room», где работали британские родоначальники трип-хопа «Massive Attack» и «Portishead», что, несомненно, отразилось на жанре пластинки. Красной нитью на диске, в соответствии с творческими замыслами участников, проходит тема одиночества человека в огромном мегаполисе. «Ситуация знакома любому жителю большого города, не только Москвы, — поясняет второй продюсер альбома Денис Служивцев. — Когда человеческая душа обесценивается, теряется в жестоком материальном мире, где люди не живут, а сосуществуют рядом». Выпуск пластинки был намечен на осень 2002 г., и работа продвигалась быстро. Казалось, ничто не могло помешать быстрому осуществлению планов группы…

Сегодня состав «Квартала» выглядит так:

Татьяна Литвиненко (вокал),
Виталий Копиев (ударные),
Николай Ксенофонтов (перкуссия),
Александр Дитковский (труба, бэк-вокал),
Алексей Стратонов (тромбон, бэк-вокал),
Павел Мещеряков (бас-гитара),
Александр Иришичев (гитара),
Олег Павлушин (клавиши),
Михаил Алексеев (концертный звукорежиссер).

Без сомнения, и сам Артур Пилявин был бы очень благодарен музыкантам «Квартала» за то, что дело, которому он отдал всю жизнь, его музыка продолжает жить и имеет дальнейшее развитие. Ведь по сути группа «Квартал» — это уже некая школа, собственный стиль, который зародился в душе талантливого музыканта и дал плоды.


 Другие статьи